Свято-Троицкий Собор

    Свято-Троицкий Собор

 

Боровичская городская общественная организация «За сохранение здания Боровичского Троицкого Собора и возвращение его Русской Православной Церкви»
 

История собора О нас Новости Вернём собор Церкви Написать нам

 

Главная

Город Боровичи

Храмы города

Новгородские святые

Духовная поэзия

Архив

            Свято-Троицкий Собор                      

В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина)Свято-Троицкий Собор находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г.

Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы.

Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным.

Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны.

В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука  и Иоанн.

Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон  над  колонами  написано в сиянии - «Бог».

Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России.

Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие  полукруглые окна собора  были также вставлены железные решетки.

С западной, серной и южной сторон  собор украшали  красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

Настоятелем Троицкого и Введенского соборов был благочинный города Боровичипротоиерей Косма Преображенский. Он много потрудился для  сохранения и благоустройства православных святынь города, и остался в памяти боровичан, как прекрасный проповедник, высоконравственный и широко образованный священник. Вместе с ним много лет в Троицком соборе служил протоиерей Михаил Петропавловский. Большой утратой для боровичан была кончина этихпочитаемых протоиереев: о. Михаил Петропавловский скончался в 1913 г., а о Косьма Преображенский в  1914 г.

    В Троицком соборе служили протоиереи Иоанн Лаванский, Александр Бобров, о. Лолий Румянцев, о. Петр Ермолов, о. Николай Туренской, о. Павел Миролюбов, о. Андрей Озеров.

В   1915 г.   настоятелем   Троицкого и Введенского соборов       был назначен протоиерей  Михаил Ильинский.

В 20-е годы XX в. о. Михаил увлекся идеями церковного реформаторства, но вскоре разочаровался в выбранном пути и вернулся к «староцерковникам».

        В 1901 году, во время своего пребывания в городе Боровичи, в Троицком соборе служил Святой праведный Иоанн Кронштадский. В 1909 г. Троицкий собор посетил епископ Тихвинский Андроник. Величественный собор поразил архипастыря своею красотою, простором и чистотою. Восхищение собором владыка выразил в проповеди перед собравшимися в храме боровичанами.

Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, сторожку и каменный сарай для дров. Каменная сторожка имела два входа. В ней было 12 комнат. Самая большая из них была выделена для занятий церковного хора. Там стояла фисгармония. Было помещение для реставрации икон, квартира сторожа и хорошая трехкомнатная квартира старшего сторожа. Старший сторож должен был проводить уборку в алтаре. По большим праздникам звонить на колокольне, т.к. звонили во все колокола и двум звонарям нужен был помощник. Старший сторож должен был отвечать за хранение церковного вина, которое находилось в огромных бочках в подвале собора, приносить вино из подвала в алтарь перед литургией, следить за чистотой церковного двора, т.к. через церковную ограду боровичане в любое время ходили свободно. Чистота у соборов была идеальной.

В главные престольные праздники городских соборов устраивались в г. Боровичи ярмарки. Их было три: Введенская, Троицкая и Модестовская - каждая продолжалась по неделе. Главные товары галантерейные. Во время Великого поста бывали конские ярмарки.

После революции соборы были вначале переданы коллективам верующих - обновленцам. Перед этим в марте 1920 г., в помощь голодающим Поволожья из Троицкого собора были изъяты и сданы государству 15 серебряных окладов с икон, а из Введенского - 17. И множество изделий из драгоценных металлов. Ценности были изъяты и из приписной Успенской церкви. Общий вес изъятого серебра составил почти 100 килограмм.

В 1927 г. Губисполком решил приспособить Троицкий храм под городской театр. Президиум Горсовета от 28 января 1930 г. принял решение: «... в целях сокращения количества очагов религиозного дурмана использовать храмовые здания, еврейскую синагогу, лютеранскую кирху для создания в них городского театра, книжных киосков, «Дома безбожников», чтобы «удовлетворить возросшие культурные потребности населения». Кроме того, снять колокола со всех церквей города, разбить их и продать колокольный металл. На полученные деньги начать работы по сооружению водопровода в городе». В мае 1930 г. начались работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр. Руководил работами Годгильдиев Э.М., проект перестройки создал инженер Шишунов С.П. и техник Устинов И.С. Перестройка храма носила явно выраженный кощунственный характер. Снятие куполов проводилось именно в праздник Троицы.  Весенний  праздник Троицы очень любили боровичане. Любили они и красивый светлый Троицкий собор. По традиции в этот день верующие приходили в храм с цветами.

На Троицын день есть обычай прекрасный

С цветами во храм приходить:

Как много в нем силы и нежной и властнойСнятие куполов с собора

Застывшее сердце смягчить.

Весеннее утро: и блеск и прохлада,

И песни веселые птиц;

Вся в зелени церковь; все в блеске наряда

И радостью веет от лиц.

И молятся люди молитвой прилежной

Творцу мировой красоты;

И дышат в руках у них свежестью нежной

И льют ароматы цветы...

(Ф. Пестряков)Осквернённая роспись собора

В мае 1930 г. в праздник Троицы верующие боровичане пришли к собору с цветами и увидели ужасную картину - рабочие, одетые, как палачи, в красные рубахи, начали срывать при помощи трактора купола собора. В такую одежду палачей одели рабочих местные власти, чтобы придать этому страшному разрушению символический богоборческий характер. Известно, что Бог есть Троица, а снятие куполов Троицкого собора это, по убеждению бездуховных властей, символическая казнь самого Бога. Кощунственно уничтожалась и настенная роспись. До настоящего времени сохранилось на чердаке перестроенного храма, в оставшихся после разборкиОсквернённая роспись соборанижних частях барабанов, изображение святых евангелистов, у которых выколоты глаза и нарисованы рога.Осквернённая роспись собора

  Прекрасно выполненные в академическом стиле, покрытые сусальным золотом, иконы трех иконостасов собора рабочие рубили и пилили  на дрова. Со слезами на глазах и молитвой верующие пытались спасти иконы, собирая даже их части. Спасенные иконы, которые сохранили верующие, впоследствии были переданы в церковьОсквернённая роспись соборасв. вмц. Параскевы.

Работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр были закончены 10 ноября 1931 г к 8-му пленуму Горсовета. Главы собора были сорваны, с запада и востока появились пристройки. Внутри собора устроено новое железобетонное перекрытие для балкона и фойе театра.

В результате собор утратил свое градообразующее значение, историко-художественную значимость, перестал быть духовным центром городской жизни. В 1935 г. в результате «благоустройства» центральной части города, были разобраны башни ограды.

                                                                                                                                 продолжение>>>

На главную страницу О нас Новости Вернём собор Церкви Написать нам

 


Hosted by uCoz